Результаты опросов

Интересно узнать кто самый-самый? К вашим услугам подробный разбор полетов, информация о Победителях, горячая десятка финалистов, досье всех участников.

-Лучший фильм ужасов 2013-

-Хоррор армрестлинг-

-Лучшая "Техасская резня бензопилой"-

-Нечто ПРОТИВ Капли-

nmar_prize2010_sm

-Доктор ЗЛО-

-Лучший фильм ужасов 2012-

-Призрак в машине-

-Берегись автомобиля-

-Злодеи Стивена Кинга-

Рейтинги


Rambler's Top100

В поле зрения - Обновления - Рецензии

Обзор фильма «Студия звукозаписи «Бербериан»


Представляем вашему вниманию обзор фильма «Студия звукозаписи «Бербериан» (Berberian Sound Studio)» (2012) (Автор: Irish Redneck). Обзор — участник конкурса «Страсти-мордасти 2013».

Реж. Питер Стриклэнд
В гл. ролях: Тоби Джонс, Тония Сотиропулу, Сьюзи Кендалл, Козимо Фуско

Всего три года назад Питер Стриклэнд снял свой первый фильм, «Katalin Varga» — неплохой, но не выдающийся. Никаких особенных открытий от Стриклэнда не ждали – ну, ещё один достойный молодой режиссёр, их не так уж мало. Зря, как выяснилось, не ждали, потому что новый фильм Стрикленда – нечто совершенно ни на что не похожее, странное и восхитительное.

Семидесятые годы. Талантливый английский звукорежиссёр Гилдерой приезжает в Италию работать над новым фильмом режиссёра Джанфранко Сантини. Гилдерою предстоит заняться звуковым оформлением фильма – музыкой, эффектами, дубляжом дополнительных диалогов. Гилдерой – специалист по реалистичным «звукам природы», и главным своим достижением считает документальный фильм о своей родной английской провинции. Наверное, именно поэтому его удивляет и немного пугает фильм Сантини –джиалло со всеми обязательными атрибутами жанра: кровью, жестокостью, сексом и сатанизмом. Вместо ожидаемых сцен природы с мягкой, ненавязчивой музыкой Гилдерою приходится озвучивать «приключения» каких-то несчастных студенток, которых преследуют ведьмы, черти и «опасно возбужденный гоблин». Гилдерой, будучи настоящим профессионалом, берётся за работу. По мере работы обстановка в студии становится всё более напряженной – по началу такие дружелюбные итальянские киношники становятся раздражительны и агрессивны. А главное сам Гилдерой оказывается всё больше и больше поглощён своей работой, всё больше теряет связь с реальностью.

 

Стриклэнд сделал практически невозможное – снял джиалло без капли крови и без единой откровенной сцены. Конечно, стилистически «Berberian Sound Studio» с фильмами Фульчи или Ардженто не имеет ровно ничего общего. Но парадоксальным образом соответствующую атмосферу он передаёт идеально. Наверное, примерно также выглядело бы джиалло в исполнении Дэвида Линча (кстати, прямых и не очень отсылок к творчеству Линча в фильме хватает). Пожалуй, единственное, что очевидно сближает «BBS» с обычными фильмами ужасов – изоляция главного героя и вообще всего происходящего от внешнего мира. Практически всё действие происходит в студии. Студия эта не имеет окон, там практически всегда царит полумрак, а иногда свет и вовсе гаснет, и понять, что там, снаружи – день, ночь, лето, зима – совершенно невозможно. Очень быстро и для Гилдероя и для зрителя весь остальной мир перестаёт существовать. А студия из немного мрачноватого, но в целом безобидного помещения превращается в некое подобие наглухо закрытой психической больницы – чему способствую и несущиеся из кабинки для записи крики.

 

И обитатели студии оказываются ей под стать – это они поначалу, в первые несколько минут, притворились нормальными людьми, на самом деле – к середине фильма это уже никаких сомнений не вызывает – они опасные сумасшедшие или одержимые, и чем приветливей они кажутся на первый взгляд, тем страшней. Неудивительно, что в такой обстановке Гилдерой начинает терять связь с реальностью и странным образом идентифицировать себя с творящимся на экране (у него, на экране проектора в студии). И вот тут-то Стриклэнд и проворачивает свой главный фокус. Ничего из происходящего там, в фильме Сантини, ужасов, нам не показывают. Перед очередной записью закадровый голос объясняет что происходит на экране. Всё что мы видим – Гилдерой смотрит на экран и «делает» все необходимые звуки – от шипения жарящегося человеческого мяса до хруста ломающихся костей – с помощью подручных средств. В качестве подручных средств в основном выступают овощи и фрукты, что поначалу даже кажется немного забавным. Но в принципе оно и разумно – чтобы воспроизвести влажный хруст ломающихся костей без членовредительства пучок редиски вполне подходит. Мы-то конечно слышим звук обработанный, усиленный – в том виде, в котором он в итоге окажется в фильме. И совершенно невинные звуки вдруг становятся довольно пугающими. То есть и зритель и Гилдерой понимают, что это всё понарошку, это просто фильм, актриса, которую пытают на экране – вон она, в соседней комнате, и никому ничего на самом деле не ломали. Но ассоциация уже возникла. И когда озвучиваемая сцена никак не описана, приходится гадать – что же там такое, что потребовались такие звуки? От чего и неспокойно.

 

А больше всего настораживает сам Гилдерой – поначалу он всем этим занимается робко, но со временем отвращение у него на лице сменяется отрешенностью, а в действиях появляется самая настоящая жестокость. Он настолько погружается в творческий процесс, что уже не может понять: где кино, а где реальность – и в какой-то момент перестает просто озвучивать и начинает участвовать. Причём этой трансформацией фильм не заканчивается – самое странное как раз только начинается впереди. Сумасшествие Гилдероя показано разом очень правдоподобно, настолько правдоподобно, что и сравнить-то не с чем.

И вся эта вакханалия сопровождается соответствующим саундтреком. И музыка, и эффекты – впрочем, отличить одно от другого не очень получается – идеально завершают картину.

Абсолютно сумасшедший фильм – без всяких банальностей вроде крови, криков и прочей беготни – об опасностях творчества в целом и определённых жанров в частности. Ещё и с великолепным Тоби Джонсом в главной роли. Стриклэнд – один из лучших современных молодых режиссёров, а «Berberian Sound Studio» — возможно, лучший психологический триллер последних лет.

Оценка: 8/10.

P.S. А ведь был ещё звукорежиссёр который занимался оформлением собственно «BSS». Вот как он не рехнулся – вообще непонятно.

3 comments to Обзор фильма «Студия звукозаписи «Бербериан»

  • danil02

    Заинтриговал, надо будет посмотреть фильмец.

  • bestugev

    Рецензия написана блестяще. Дать художественный анализ этому бессмысленному образцу современного кинематографа, может исключительно творческая и пылающая личность. Однако вместо 8 баллов поставлю этой ленте единицу и желательно с отрицательной степенью.

  • Samael

    Прекрасная рецензия, заинтересовался фильмом.

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.