Результаты опросов

Интересно узнать кто самый-самый? К вашим услугам подробный разбор полетов, информация о Победителях, горячая десятка финалистов, досье всех участников.

-Лучший фильм ужасов 2013-

-Хоррор армрестлинг-

-Лучшая "Техасская резня бензопилой"-

-Нечто ПРОТИВ Капли-

nmar_prize2010_sm

-Доктор ЗЛО-

-Лучший фильм ужасов 2012-

-Призрак в машине-

-Берегись автомобиля-

-Злодеи Стивена Кинга-

Рейтинги


Rambler's Top100


Сумеречная зона: 1 Сезон (The Twilight Zone: Season 1)


Сумеречная зона (Twilight Zone, The) 1959 г., Сериал
Автор идеи: Родман Эдвард Серлинг
Реж. Джон Брэм, Дуглас Хьюз, Базз Кулик, Ричард Доннер, Тед Пост, Эллиот Сильверстайн, Стюарт Розенберг, Дон Сигал и мн. др.
В гл. ролях: Родман Эдвард Серлинг, Джон Андерсон, Дон Кифер, Морган Бриттани, Уильям Шатнер, Ли Марвин, Клифф Робертсон, Мартин Ландау, Джонатан Харрис, Бургесс Мередит и мн. др.

Сериал, вышедший на экраны осенью 1959 года, буквально взорвал зрительскую аудиторию, породив не один культ поклонников, массу последователей и подражателей, а также использовавший массу кинематографических приемов, сюжетных поворотов и новинок, которые не раз использовались затем в других фильмах. Отчасти именно поэтому при просмотре сериала в наше время многие Серлинговские "фишки" теряются за обилием уже знакомых сюжетов. Но попытаемся отвлечься от неизбежного плагиата в искусстве и вспомним, что "Сумеречная зона" 1959 года была, что называется, первой и поэтому заслуживает отдельного внимания и уважения. Итак, рассмотрим представленные эпизоды по отдельности.

Сезон 1

Эпизод №1
"Куда все подевались?" - (Where Is Everybody? – впервые показан 2 октября 1959 года)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) По пустынной дороге в сторону небольшого городка движется человек в форме солдата военно-воздушных сил США. Кто он, как он оказался на этой дороге, и что произошло до сего момента, человек не помнил. У него в кармане есть несколько долларов, но заплатить их оказалось некому – город абсолютно пуст. В кафетерии на плите стоит горячая порция еды, в кофейнике дымится отличный кофе, в кинотеатре демонстрируется новый фильм, но нигде нет ни единой живой души. Единственное возможное общение – поговорить с манекеном, единственный доносящийся до ушей звук – скрип двери под случайным порывом ветра. Стремясь докопаться до истины, Человек исследует каждый уголок загадочного городка, все больше и больше погружаясь в пучину безумия.

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Пилотная серия, на которой мистер Серлинг, что называется, набивал руку. Взятый за основу сюжет о "последнем человеке на Земле" по ходу пьесы приобретает довольно неожиданный и в чем-то нравоучительный подтекст, показывающий нам какую же на самом деле роль в жизни человека играет "живое" общение.

По первоначальной задумке текст за кадром должен был читать некий Ричард Эган, обладатель глубокого насыщенного голоса, но у того возникли разногласия со студией, и Роду пришлось сесть за озвучку самому, что привело в итоге к "фирменному" оформлению сериала. В начале каждой серии Серлинг читает за кадром вступительное слово, а в конце – появляется в кадре в своем бессменном костюме и в двух словах рассказывает зрителю содержание следующего выпуска. Первый блин, вопреки пословице, не вышел комом и задал хорошую планку для дальнейшего развития сериала.

Эпизод №2
"Один за всех ангелов" - (One for the Angels – 9 октября 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Уличный торговец Лу Букман не зарабатывал много денег, распродавая со своего переносного лотка разную мелочевку. Однако же все люди в округе любили его за безграничную доброту и честность, а местные детишки – за самодельные игрушки, которые мистер Букман нередко раздавал просто так, дабы порадовать деток. Но однажды в жизни добряка Лу произошел роковой момент – к нему в гости пришел сам Мистер Смерть. Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Намерения у гостя самые обычные – собирайся, мол, пора. Однако же торговец не спешит покидать грешную землю и уговаривает Смерть дать ему пожить до тех пор, пока не сбудется мечта: Лу жаждет устроить грандиозную распродажу, такую, чтобы обзавидовались небеса! Гость соглашается, но потенциальный покойник не спешит выполнять свою часть обязательств, дабы подольше прожить. Тогда Смерть идет на дьявольское коварство и тут уже мистеру Букману приходится включить все свое умение "впаривать" людям свой товар, дабы не допустить невинной жертвы, которую Смерть собрался забрать вместо него…

Милая, добрая и весьма Сумеречная зона (Twilight Zone, The) сатиричная серия, которая остро высмеивает систему торговли, когда человек по доброй воле покупает все, что предложат, кроме того, что ему действительно нужно. Рассказанная в 59-м году история актуальна и по сей день, отчего этот эпизод смотрится легко и понятно, хотя и несколько не в тему. Сюжет хорош, мораль присутствует, но все вместе привносит оттенок детской сказки в мощный сериал. Тем не менее, Род Серлинг не ударил в грязь лицом, и вот уже мы видим его, рассказывающего о следующем выпуске, с кольтом 45-го калибра в руке…

Эпизод №3
"Роковой день мистера Дэнтона" - (Mr. Denton on Doomsday – 16 октября 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Совершенно обычный городок на Диком Западе ничем не отличается от остальных. Та же размеренная жизнь, те же ковбои, те же салуны и совершенно типичный для таких городков местный пьяница – мистер Альберт Дэнтон. В прошлом он был выдающимся стрелком, на соревнование по стрельбе к нему съезжались претенденты со всех уголков страны. Как известно, на Диком Западе соревнования проходят по обыкновенной схеме: выстрелил первым – остался жив. Но однажды Дэнтон состязался с шестнадцатилетним пареньком, как обычно выиграл и, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) осознав весь ужас содеянного, ушел в бутылку. Жизнь покатилась по наклонной и не осталось не единой надежды на лучшее… Но как-то раз в городок приезжает очередной уличный торгаш по имени Фэйт (судьба) и как бы невзначай дарит мистеру Дэнтону револьвер и чудо-элексир. Выпив его, человек ближайшие десять секунд двигается в несколько раз быстрее. С такой улучшенной реакцией даже инвалид сможет стать "лучшим стрелком Запада", а уж такой именитый человек, как мистер Дэнтон, просто обречен на успех. Однако же, приняв подарок, несчастный и не подозревал, какое соревнование ожидает Сумеречная зона (Twilight Zone, The) его впереди…

Неплохой эпизод, ярко демонстрирующий тягу человека к прошлой лучшей жизни, в не зависимости от уплаченной цены. Безусловно, второй шанс выпадает далеко не каждый день, и уж точно не каждому, поэтому распорядиться им надо умело. Удалось ли это мистеру Дэнтону? На этот вопрос и отвечает Род Серлинг, попутно проанонсировав следующую серию.

Отдельно хочется сказать про звуковое сопровождение этого выпуска. Все, наверное, помнят русскую народную песню про Стеньку Разина, начинающуюся словами: "Из-за острова на стрежень, на простор речной волны". Помните, какой у этой песенки мотив? Так вот именно он и звучит на протяжении всего эпизода. Сложно сказать, кто из композиторов позаимствовал эту мелодию у другого, но мне почему-то кажется, что в данном вопросе первенство не у нас…

Эпизод №4
"Шестнадцатимиллиметровая гробница" - (The Sixteen Millimeter Shrine – 23 октября 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Барбара Джин Трентон – кинозвезда. На ее счету десятки успешных ролей, масса наград и миллионы поклонников. Есть только один минус – все это было двадцать лет назад. Сейчас она всего лишь одинокая женщина "бальзаковского возраста", которая все свое время проводит возле кинопроектора, просматривая свои старые ленты, восхищаясь своей былой красотой и мечтая о том, что когда-нибудь все это возвратится назад. Реальная жизнь ее совершенно не интересует. Еще бы! Ведь киностудии предлагают ей лишь роли матерей да бабушек, а былые красавцы актеры стали дряхлыми и немощными. Нет, этого просто не может быть! Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Барбара Джин Трентон не может состариться, как и ее коллеги по съемочной площадке! Это не настоящая жизнь! То ли дело та, что демонстрируется на экране, под мерный гул кинопроектора…

Еще одна крайне поучительная и в то же время безгранично грустная серия, повествующая о конфликте человека с окружающей его действительностью. В данном случае мы видим "женский взгляд" на проблему, что усиливает впечатление, ведь женщины гораздо острее мужчин воспринимают утраченные годы. Мило, трогательно и невообразимо. Как заверяет нас мистер Серлинг, это возможно лишь в Сумеречной зоне.

Эпизод №5
"Можно дойти пешком" - (Walking Distance – 30 октября 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Познакомьтесь с Мартином Слоаном. Это законопослушный американец, который сделал блестящую карьеру и приобрел значительный вес в обществе. Многие люди ему завидуют, совершенно не догадываясь о том, что сам мистер Слоан ненавидит свою жизнь. Работа засела в печенках, вращение в общественных кругах не приносит ничего, кроме скуки и лишь воспоминания о беззаботном детстве удерживает его на плаву.

По счастливому стечению обстоятельств, Мартин останавливается на заправке, которая располагается всего в нескольких километрах от городка, где и прошло то самое детство. Пока заправщик занимается машиной, Слоан решает прогуляться до города, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) дабы поностальгировать в столь близкой сердцу среде. Расстояние вполне доступное для того, чтобы осилить его пешком…

Однако же, добравшись до цели, он обнаруживает, что прошел не только через километры, но и через время. На дворе – 1934 год, родители Мартина все еще живы, но только сына своего они не узнают. Да и как узнать-то? Ведь в этом самом времени уже есть один Мартин Слоан, и ему 11 лет…

Как ни странно, но перед нами вновь грустный сюжет о том, как важно ценить то, что имеешь. Ведь в том месте и в том времени, где мы находимся, всегда есть что-нибудь хорошее, надо просто пошире открыть глаза. А даже если найти и не получается – руки человеку даны не только для того, чтобы ковырять в носу. Все в наших руках!

Эпизод №6
"Спасительный пункт" - (Escape Clause – 6 ноября 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Весь мир ополчился против Уолтера Бедекера. Он абсолютно уверен, что неизлечимо болен и вот-вот умрет, однако же лечащий врач, равно как и родная супруга, в один голос утверждают, что с его здоровьем все в порядке. Вот как можно спокойно существовать рядом с такими людьми? Врач – ничего не смыслящий в медицине шарлатан, а жена просто хочет поскорее остаться вдовой и заполучить все имущество. Нет, плохо они знают старину Уолтера! Он им всем еще покажет! Для этого надо всего лишь не умирать ближайшие сто лет, ну, в крайнем случае, двести.

Едва мистер Бедекер пришел к такому выводу, как к нему в гости зашел любвеобильный и жизнерадостный Люцифер с крайне выгодным предложением – вечная жизнь в обмен на душу. Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Все, как в старых сказках. Единственным различием было наличие "спасительного пункта" в договоре. Согласно ему, Уолтер в любой момент по своему желанию мог расторгнуть контракт и спокойненько умереть, предоставив свою грешную душу господину Дьяволу. Казалось бы, о чем беспокоиться? Живи себе вечно, прыгай с крыши, бросайся под грузовики и поезда, получай с транспортных компаний бабки за причиненный моральный ущерб и ни о чем не беспокойся. Но не будем забывать, что действие происходит в Сумеречной Зоне, так что очень скоро Уолтер Бедекер поймет всю коварность подписанного договора и особенно "спасительного пункта".

Замечательный эпизод, вновь выведший сериал из глубин человеческих печалей на просторы закрученных сюжетов и фирменных сумеречно-зонных перипетий. Чувствуется, что до сих пор проект набирал обороты и вот, наконец, перешел на вторую передачу. Легкий и незамысловатый сюжет в купе с дежурной "обламывающей" концовкой дарует 25 удивительных минут пребывания в Зоне.

Эпизод №7
"Одиночество" - (Lonely – 13 ноября 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) В далеком будущем с особо опасными преступниками решено обращаться по-особому. Не стоит их держать в обычных тюрьмах, ведь всегда существует вероятность побега. Но не стоит и лишать их жизни, ведь общество будущего отличается крайней гуманностью и человеколюбием. Гораздо проще помещать таких людей на далекие астероиды, где пригодная для жизни атмосфера и полная изоляция от внешнего мира. (Именно с этой серии и родилась подоплека для "Чужого 3").

Именно так суд и решил поступить с Джеймсом Кори, отправив его на Богом забытый кусок камня, болтающегося в бескрайних космических просторах. Раз в месяц прилетает корабль с провиантом, свежими книгами и новостями, но общение с экипажем длится Сумеречная зона (Twilight Zone, The) от силы десять минут. Кораблю надо лететь дальше и заключенный вновь остается один. Дабы не свести беднягу с ума, вышеупомянутое гуманное правительство решает скрасить одиночество узника человекоподобным роботом. Выполненный в обличии женщины, этот механизм совершенно не отличим от живого человека, и довольно скоро Джеймс привязывается к нему всей душой. Но не может быть все так гладко в Сумеречной Зоне, поэтому случается трагедия – астероид под воздействием неведомых космических сил меняет свою орбиту и устремляется в неизведанные человеку дали. Туда не сможет добраться уже ни один экипаж. До выхода астероида из доступной зоны остается меньше недели. В срочном порядке туда отправляется корабль, чтобы спасти несчастного Джеймса Кори, но свободное место на корабле лишь одно. Поэтому перед заключенным встает нелегкий выбор – бросить полюбившегося робота и вернуться во враждебный мир, или же остаться с ним теперь уже навсегда…

В отличии от первого эпизода, здесь больше внимания уделяется не мукам от одиночества, а необходимость оного как такового. Присутствие робота, по которому так до конца выпуска и не понятно, робот он все-таки или нет, в значительной мере дополняет и раскрывает характер главного героя. Ведь можно быть одинокими и вдвоем…

Эпизод №8
"Наконец-то времени достаточно" - (Time enough at last – 20 ноября 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Забитый тихоня, порядочный и трудолюбивый банковский клерк Генри Бимис, не смотря на чудовищно плохое зрение, очень любит читать. Кто-то любит смотреть телевизор, кто ходит по клубам и ресторанам, а Генри все свое свободное время проводит за книгой. Когда под рукой не оказывается книжки, он читает газеты, журналы или же просто рекламные объявления. Чтение – его страсть. Но такой фанатизм не мог не дать негативных последствий. Любимая супруга в бешенстве оттого, что ей совершенно не достается внимания. Отчаянье толкает ее на крайние меры. Как-то раз, под шумок, она выбросила из дома все книжки. Регулярно приходящая газета тут же выбрасывается в мусорную корзину. Даже бутылки с кетчупом, стоящие на столе, лишены этикеток, чтобы муж не читал их за столом.

Но страсть так просто не задушить, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) и Генри Бимис, как истинный фанатик своего дела, находит выход: он начинает читать книжки на работе. Однако же и это не проходит для него даром. Качество работы заметно ухудшается и руководство мягко намекает: хочешь остаться на работе – завязывай с чтением. Смирившись с тем, что времени для любимого занятия катастрофически не хватает, мистер Бимис старается ухватить единственные доступные минуты и в обеденный перерыв запирается в банковском сейфе, дабы спокойно посидеть за книжкой отведенный для отдыха час.

Однако же, не будем забывать, что в мире во всю бушует Холодная война и западный мир всерьез обеспокоен возможностью нападения Советского Союза с применением водородной бомбы. И в тот самый момент, когда Генри запирается в сейфе – начинается бомбежка. Толстенные стенки сейфа служат отличным бомбоубежищем, и вот уже Сумеречная зона (Twilight Zone, The) мистер Бимис оказывается единственным живым существом на планете. Вокруг него руины да развалины, среди которых уцелело множество консервов, (еда на всю жизнь), да бесчисленное количество книг, на чтение которых у Генри Бимиса теперь достаточно времени…

Само собой разумеется, что в конце нас ждет интереснейшая развязка, ведь это же Сумеречная Зона (Род Серлинг не устает это напоминать каждый выпуск). Все предыдущие эпизоды можно смело считать разминкой перед этой блестящей серией, которая стала по-настоящему "платиновой". Ее неоднократно упоминали в других фильмах, пародировали в различных сериалах, а в "Футураме" вообще поглумились по полной. Отбросив всю иронию, дошедшую до наших дней, можно увидеть восхитительный получасовой фильм, который вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным. Ультра-обаятельный главный герой, в исполнении Бургесса Мередита (Burgess Veredith), известного широкому зрителю по роли тренера Сталлоне в фильмах "Рокки", вызывает к себе искреннюю симпатию, что вынуждает при просмотре сопереживать мистеру Бимису и делить горести сложившегося положения вместе с ним.

Эпизод №9
"Случайно уснувший" - (Perchance to Dream – 27 ноября 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) К психиатру на прием приходит некий Эдвард Холл и рассказывает невероятную историю. На протяжении нескольких последних дней ему снятся удивительные сны. Каждый новый начинается с момента окончания предыдущего. И каждый раз он видит во сне обворожительную девушку, которая пытается его убить. Эдвард совершенно четко осознает, что смерть во сне повлечет за собой смерть наяву, поэтому старательно пытается не заснуть. Сможет ли психиатр помочь несчастному, сумеет ли мистер Холл выбраться из глубин ужасающих сновидений, и как много мы Сумеречная зона (Twilight Zone, The) на самом деле знаем о снах – ответы на эти вопросы, как всегда, даст лишь Сумеречная Зона.

Ни за что не поверю, что Уэс Крейвен не смотрел эту серию. От "Кошмара на улице Вязов" этот эпизод отличает лишь отсутствие Фрэдди Крюгера, хотя девушка из снов Эдварда Холла мало чем ему уступает. Сны наполнены ужасом и психоделикой, штаны героя до отказа наполнены страхом, все как в лучших домах. Пожалуй, это первый выпуск, который можно смело причислять именно к ужасам. Здесь есть все, что нужно фанатам жанра, и даже больше. Убежден, появлению на свет славного парня в полосатом свитере со смертоносной перчаткой мы обязаны именно этому эпизоду.

Эпизод №10
"Судная ночь" - (Judgment night – 4 декабря 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) 1942 год. Гражданское судно тихо ползет по Атлантическому океану в сторону Соединенных Штатов. Погасив все огни, снизив скорость до минимума, чтобы убавить шум винтов, корабль монотонно продвигается к цели, а его пассажиры пребывают в перманентном страхе – хорошо известно, что этот сектор бороздят немецкие подводные лодки и судно в любой момент может подвергнуться нападению. Но не только это обстоятельство вынуждает людей глотать валидол. Среди пассажиров присутствует некий Карл Лансер, родом из Германии, который ничего не помнит из своего прошлого, но твердо верит в то, что знает будущее – ровно в 1:15 действительно случится нападение, и все люди на борту будут убиты. Что это: истинное предсказание или же провокация немецкого шпиона? Ни экипаж корабля, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) ни сам мистер Лансер до последней минуты не смогут дать ответ на этот вопрос.

Довольно сумбурное получилось описание, но уж слишком велик был риск заспойлерить отличный эпизод. Ожидание предсказанного часа, возрастающее и без того высокое напряжение среди пассажиров, подозрения экипажа и метания главного героя с целью докопаться до истины придают картине должное напряжение и интерес. Вообще по сериалу постепенно намечается своего рода градация. Эпизоды можно подразделить на несколько тематических блоков. В один из них входят серии с глубокой моралью и поучениями ("Один за всех ангелов", "16-ти миллиметровая гробница", "Можно дойти пешком"), в другой же располагаются также не лишенные смысла выпуски, основная фишка которых заключается в шокирующем финале. "Судная ночь" как раз из последних. Безусловно, мысль и мораль здесь также бьет через край, но их реализация поистине завораживает, а под конец так и просто лупит наповал.

Эпизод №11
"Когда открылись небеса" - (And when the sky was opened – 11 декабря 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Первый в мире пилотируемый космический корабль совершает аварийную посадку на матушке-Земле. Во время полета произошла маленькая неприятность – на длительное время корабль исчез с экранов радаров, после чего появился вновь, но уже не в лучшей форме. Как бы ни было, полет остался в прошлом, корабль стоит в ангаре, а оба космонавта были доставлены в больницу – зализывать раны после аварии. Один из них, полковник Форбс, вскоре был выписан и уже во всю наслаждался своим положением. Все газеты трубят об этих двух героях, их слава облетела весь мир и сами они готовы примерить на себя корону "покорителей космоса", да есть одна загвоздка. Форбс твердо убежден, что космический корабль Сумеречная зона (Twilight Zone, The) был рассчитан на троих человек. Газеты чествовали троих героев. Аварийную посадку они совершили тоже втроем и буквально вчера в их палате стояли три больничные койки, но при таинственных обстоятельствах их третий товарищ бесследно исчез, а вместе с ним и все упоминания о нем. Более того, никто, включая напарника Форбса, не помнит о существовании третьего члена экипажа. Пытаясь докопаться до истины, полковник воспроизводит весь прошлый день поминутно, но в итоге находит гораздо больше, чем ожидалось. Сумеречная зона (Twilight Zone, The) И становится очевидным, что произошедший в космосе инцидент совсем не "маленькая неприятность"…

Эта серия примечательна не только тем, что в до-космическую эпоху довольно удачно показывает полеты в космос, но еще и тем, что "Когда открылись небеса" - это дебют в сериале Ричарда Матесона. Того самого, перу которого принадлежит
"Я – легенда" и многие другие великие произведения. Впоследствии Ричард будет автором довольно большого количества эпизодов, но здесь мы видим его блестящую премьеру, не уступающую творениям самого Серлинга. Согласно вышеупомянутой градации эпизодов, этот смело можно отнести к рубрике "шок в финале", хотя и о морали здесь не забывали. Любопытство чревато самыми непредсказуемыми последствиями и далеко не все потаенные двери стоит открывать…

Эпизод №12
"То, что тебе нужно" (What you need – 25 декабря 1959)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Очередной американский неудачник Фрэд Ренард глушит свое горе в местном кабаке, в окружении себе подобных. Среди завсегдатаев это заведения есть бывший бейсболист, получивший серьезную травму и мечтающий вернуться в спорт, а также барышня, тоскующая от одиночества. Все они мечтают о чуде, и оно приходит. Как ни странно, в виде еще одного уличного торговца. Миловидный старичок совершенно бесплатно дарит барышне ультрасовременный пятновыводитель, а бейсболисту – билет на автобус в другой город. Все недоумевают – зачем это барахло? Но вдруг в баре раздается телефонный звонок, и бывшего игрока приглашают на должность тренера в тот самый город, куда приведет его подаренный билет. Спортсмен вне себя от счастья, но как можно ехать на эту ответственную работу с ужасным пятном на пиджаке? Конечно же, надо Сумеречная зона (Twilight Zone, The) воспользоваться помощью барышни со свеже-подаренным пятновыводителем, а заодно пригласить ее с собой. Все довольны, все счастливы…

А Фрэд Ренард, что называется, "просек фишку" и угрозами заставляет старичка предрешать свою судьбу, дабы зажить уже наконец по-королевски. И все бы ничего, деньги начали литься рекой, а неприятности обходить за километры, но довольно скоро Фрэд поймет, что не стоило играть с судьбой, ибо как ни крути, а останешься в проигрыше…

Если честно, мне эта серия понравилась меньше всех предыдущих. Как-то уже стали утомлять уличные торговцы и бесконечные нравоучения. Сюжет здесь, в принципе, неплохой, но даже для 25 минут его оказалось мало. Слишком много скучных сцен и разнообразных несуразностей. Нет, не скажу, что эпизод совсем уж тухлый, но если его по какой-либо причине пропустить – расстраиваться не стоит.

Эпизод №13
"Четверо из нас умрут" (Four of us are dying – 1 января 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Арч Хаммер – мелкий человек во всех отношениях. У него жалкая жизнь, жалкие мечты, мелочные потребности, да и с полицией у него есть "маленькие" трения. Именно из-за последних он и кочует по гостиницам в поисках спасения. И дело тут не в желании найти какого-нибудь влиятельного благодетеля или же просто запутать следы. Арч Хаммер ищет подходящую обстановку в районе и однажды она подворачивается. За прошедшие несколько дней там происходят два трагических события. Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Известный музыкант погибает в автокатастрофе, а не менее известный мафиози падает жертвой криминальных разборок. Казалось бы, к чему эта информация Арчу Хаммеру? Каким боком она сможет ему помочь? А все очень просто – дело в том, что мистер Хаммер умеет менять собственное лицо. Хорошенько сконцентрировавшись на чьей-нибудь фотографии, он может взять себе облик этого человека. И вот уже к вдове покойного музыканта приходит ее возлюбленный, уверяет, что чудом спасся и предлагает уехать в другой город и там начать новую жизнь. А к новоиспеченному "крестному отцу" заявляется убитый им мафиози с целью получения материальной компенсации за причиненные неудобства. Казалось бы, способность менять внешность дает неограниченные возможности, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) можно запросто начать жить чужой жизнью, но, как выясняется, нельзя это сделать безнаказанно, ведь у каждого из нас есть свои проблемы и неприятности…

Этот эпизод довольно сложно причислить к какой-либо жанровой категории. Казалось бы, на лицо лихо закрученный сюжет с неожиданным финалом, но при этом мы видим и серьезные размышления "о вечном". Ведь наверняка почти каждый из нас хоть раз в жизни мечтал стать кем-нибудь другим. И это вполне осуществимо, совсем не обязательно обладать сверхъестественным даром менять внешность. Главный вопрос в том, а действительно ли это нужно делать? На самом ли деле жизнь других людей такая уж безоблачная? Ведь мы видим лишь то, что нам показывают. А все подводные камни дают о себе знать лишь тогда, когда выйдешь в море…

Эпизод №14
"Третья от Солнца" (Third from the Sun – 8 января 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Ситуация на планете стала по-настоящему критичной. Третья мировая война грозит начаться с минуты на минуту. Через каких-то 48 часов на сверхсекретном заводе будет завершена работа над супер-пупер бомбой, которая сможет в одночасье уничтожить всех врагов. Но многие из сотрудников этого завода видят реальную картину – бомба уничтожит не только всех врагов, но и всю планету. Двое отчаянных смельчаков, превозмогая всевозможные трудности, воруют космический корабль, дабы вместе с семьями улететь куда угодно, лишь бы подальше от обреченной планеты.

"Третья от Солнца" - это вторая работа Ричарда Матесона в качестве сценариста сериала. Получилось несколько похуже дебюта, но все равно на довольно высоком уровне. Самое забавное, что и рассказать об этом эпизоде как-то нечего. На протяжении 25-ти минут на экране блестяще разворачивается гнетущая атмосфера неизбежного апокалипсиса, завершающаяся, по обыкновению, шокирующим финалом. Ведь далеко не всегда бегство приводит туда, где лучше…

Эпизод №15
"Стрелу пустил я к небесам" (I shot an arrow into the air – 15 января 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Космический корабль "Стрела 1" благополучно стартует. Десятки тысяч мониторов следят за его передвижением, сотни людей в центре управления полетами фиксируют показания приборов, а экипаж благополучно претерпевает перегрузки, как вдруг происходит авария. Пропадают сигналы на мониторах, теряется связь с экипажем, и все из-за того, что корабль сталкивается с каким-то космическим астероидом. В результате столкновения корабль разбивается в щепки, а из многочисленного экипажа в живых остаются лишь четверо, один из которых тяжело ранен. Как оказалось, атмосфера на этом астероиде вполне пригодна, но других условий для жизни не наблюдалось. Кругом лишь песок да камни, ни животных, ни растительности. Запасы воды и еды крайне скудны, пополнять их неоткуда, а ждать спасения можно еще не весть сколько времени. Довольно скоро отношения между членами экипажа перестают быть дружескими и переходят в самую настоящую борьбу за выживание, которая, как всегда в Сумеречной Зоне, приводит к самым Сумеречная зона (Twilight Zone, The) невообразимым последствиям.

Сюжет этого эпизода основан на простом стихотворении: "Стрелу пустил я к небесам. Упала… Где? Не знаю сам" (I shot an arrow into the air, It fell to earth, I knew not where). Удивительно, как из двух строчек можно получить 25 минут кинематографического удовольствия. Понятная и логичная борьба человека за свою жизнь призывает лишний раз задуматься о собственной природе и страхе перед гибелью. Зная, что смерть придет со дня на день, мы все равно стремимся отсрочить ее хоть на пару суток. Но не стоит забывать, что, надеясь на чудо, уповая на невозможное спасение и перегрызая глотки людям за глоток воды, можно встретиться с ужасом несоизмеримо большим, нежели смерть. Ведь прожитых таким образом лишних дней может хватить как раз на то, чтобы осознать, куда же приземлилась стрела…

Эпизод №16
"Попутчик" (Hitch-hiker – 22 января 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Нэн Адамс – молодая девушка, у которой возникли неотложные дела на другом конце страны. Сев за руль своего автомобиля, она отправляется в путь, наслаждаясь красотами пустынных дорог и маленьких городков. Но беззаботное путешествие прерывается где-то на половине пути с появлением у обочины странного человека в черной шляпе. Вытянув большой палец, незнакомец голосует у обочины в ожидании попутной машины. Конечно же, дорога длинная и одной ехать довольно скучно, но Нэн Адамс не рискнула подсадить к себе попутчика, испугавшись его не шибко притягательной внешности. Поэтому, вдавив тапочку в пол, она со свистом проехала мимо подозрительного товарища. И все бы ничего, но уже через пару километров тот же товарищ вновь стоит у обочины и просит подвезти. Удивленная, а позже не на шутку напуганная, Нэн начинает Сумеречная зона (Twilight Zone, The) лихорадочно менять маршрут, ехать с максимально возможной скоростью, и даже пытается вернуться назад, но все тщетно. Всякий раз у обочины голосует один и тот же человек…

Пожалуй, это первый случай в истории сериала, когда сорокалетняя выдержка пошла ему на пользу. Прочитав название серии, невольно всплывают в памяти ассоциации с более поздними фильмами на схожую тематику. "Попутчик" с Рутгером Хауэром или же эпизод "Подвезите" из "Мастеров ужаса" наталкивают на вполне конкретные сюжетные ожидания, а оригинальные попытки героини выбраться из дорожного кошмара добавляют "перчинки" в общее блюдо. Но так ли все просто и очевидно, как нам кажется? Является ли загадочный попутчик тем, за кого его принимают? Ответы на эти и многие другие вопросы даст, как обычно, лишь мистер Серлинг, который между делом уже штурмует "однорукого бандита", представляя следующий эпизод.

Эпизод №17
"Лихорадка" (Fever – 29 января 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Супружеская пара – Фрэнклин и Флора Гиббс – выиграли трехдневное пребывание в Лас-Вегасе на условиях "почти все включено". Проживание, еда и выпивка – за счет заведения, а вот азартные игры исключительно из собственного кармана. Но в этом нет совершенно никакой проблемы, ведь Фрэнклин – ярый противник подобных развлечений и ни за что на свете не станет опускать кровные денежки в подозрительный игровой автомат. Более того, он не позволит сделать это и своей дражайшей супруге. Бедная жена покорно следует наказам мужа, не подозревая, что уже совсем скоро ситуация кардинально изменится.

Получив в подарок Сумеречная зона (Twilight Zone, The) от одного из завсегдатаев казино монету на игру, мистер Гиббс решает попытать счастье, ибо все равно на халяву. И, как ни странно, выигрывает кругленькую сумму. Обрадовавшись легким деньгам, довольный Фрэнклин возвращается к себе в номер, но игровой автомат не дает покоя. Возможность приумножить выигрыш лишает сна, а "однорукий бандит" так и манит к себе человеческим голосом.

В принципе, серия ни о чем. Нет, она безусловно грамотно и умело демонстрирует игровую зависимость во всей красе, герои вызывают бурю эмоций и даже переживаний, но общая картина складывается донельзя неуместной. Никакой мистики, никакой выдумки и сатиры. Одна суровая правда – азартные игры могут стоить человеку жизни…

Эпизод №18
"Последний полет" (Last flight – 5 февраля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Первая Мировая война в самом разгаре. Где-то над Францией немецкие самолеты атаковали войска союзников. В неравном воздушном бою один британский летчик попадает в густые молочно-белые облака и, не имея возможности продолжать сражение, садится на первый попавшийся аэродром. Какого же было его удивление, когда он обнаружил, что находится в будущем. Первая Мировая война уже давно закончилась, как и вторая, впрочем, а его героический боевой самолет воспринимается, как музейный экспонат. Естественно, пилоту никто не верит, но на всякий случай из штаба вызывают бравого генерала, который в период Первой Мировой войны как раз и участвовал в том самом воздушной сражении. Ежели летчик и впрямь из прошлого, то генерал его опознает. Казалось бы, волноваться не о чем, но пилота из прошлого совсем не Сумеречная зона (Twilight Zone, The) радует эта встреча. Он отнекивается от нее всеми возможными способами и даже предпринимает попытку побега, отчего сам собой напрашивается вывод – в том страшном воздушном бою произошло что-то странное, раз один из его участников боится второго…

И вновь на экранах плод фантазии Ричарда Матесона. Но почему-то в этот раз его работа совсем слабенькая. Местами интригующий сюжет разворачивается крайне неторопливо, и, в конце концов, просто замирает на месте. Мораль в этом эпизоде присутствует, но настолько банальная и очевидная, что даже в 60-м году эта серия не произвела никакого эффекта на зрителя. Вообще в сериале вновь намечается какой-то спад. Неужели мистер Серлинг позволит своему детищу скатиться в пропасть? Что же, поживем – увидим.

Эпизод №19
"Багровое завещание" (Purple testament – 12 февраля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) С полей Первой Мировой войны плавно переносимся в гущу войны Второй. Американские войска теснят противника на всех фронтах. Безусловно, обе стороны несут колоссальные потери, и в этом нет ничего удивительного – война есть война. Однако же, после очередной успешной атаки, командующий одним взводом не на шутку обеспокоен гибелью четверых своих солдат. Казалось бы – было б из-за чего переживать, в других взводах погибли десятки, но, как оказалось, причина для волнения была. Дело в том, что взводный утверждает, будто видит на лицах людей приближающуюся смерть. И перед последним боем на четырех лицах он прочитал гибель. Естественно, в эту фантастическую историю никто не верит, но уже после следующей атаки, когда сбылись очередные предсказания, отношение к взводному меняется. Солдаты боятся идти в атаку, не пройдя "тест на выживание" у предсказателя. Но можно ли уберечь от смерти обреченного? Сумеречная зона (Twilight Zone, The) И если отмеченный смертью боец не пойдет в бой – умрет ли кто-нибудь другой вместо него? Сам предсказатель прекрасно понимает всю беспомощность своего дара и потому старается уйти от него, но не так-то просто сбежать из Сумеречной Зоны…

Перед нами отличный пример ужасов войны глазами очевидца. Род Серлинг на своей шкуре испытал всю "прелесть" событий Второй Мировой войны и блестяще преподнес зрителям свое видение этого кошмара. Более того, не обошлось тут и без размышлений о вечном. Наверняка многие солдаты мечтали обладать сверхъестественными способностями, неуязвимостью или хотя бы даром предвидения. Вот бы тогда война точно завершилась ошеломляющей победой! Но мистер Серлинг грамотно показывает, насколько эти рассуждения могут быть ошибочными, а вышеупомянутые способности обременительными.

В общем и целом, этот эпизод танковым взрывом вырвал из глубин забвения весь сериал и еще раз доказал, что никто не способен описывать Сумеречную Зону лучше ее создателя.

Эпизод №20
"Элегия" (Elegy – 19 февраля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) И снова космос… Заблудившиеся на просторах Вселенной астронавты совершают аварийную посадку на случайно подвернувшемся астероиде. Как ни странно, атмосфера здесь вновь пригодна для дыхания, да и пейзажи катастрофически напоминают матушку-Землю, если бы не два обстоятельства: во-первых, показания бортовых приборов фиксируют максимальную удаленность от точки старта, то бишь от Земли, а во-вторых, на этом астероиде есть люди, но все они замерли без движения. Двигаясь по поверхности загадочной планеты, астронавты обнаружили на ней строения и антуражи различных земных эпох, стоящих буквально вперемешку, и везде были люди. Замершие, словно статуи, в различных позах и одеждах. Чертовщина, да и только. Но самое загадочное начинает происходит тогда, когда Сумеречная зона (Twilight Zone, The) среди этого бесчисленного множества людей-статуй появляется один "живой" человек, и пытается разъяснить гостям, что же тут на самом деле происходит.

Удивительная серия. Легкий налет интригующей мистики, приправленный фирменным ощущением безысходности, в купе с подозрительным поведением загадочного "живого" незнакомца делает эпизод необычайно интересным. Здесь есть и восхитительный сюжет, и ошеломительный финал и прекрасная мораль. Ведь действительно, если хорошенько задуматься, то можно прийти к этой простой и в то же время страшной мысли – МИР на земле невозможен, пока на ней существует Человек…

Эпизод №21
"Зеркальное отображение" (Mirror image – 26 февраля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Молодая девушка с красивым именем Миллисент Барнс томится на автовокзале, ожидая свой автобус. Возле ее ног уютно примостился скромный чемоданчик – все, что осталось от прошлой жизни. На дворе глубокая ночь, дождь льет как из ведра, а проклятый автобус все не приезжает. Видимо, застрял где-то из-за непогоды. Миллисент пытается уточнить этот момент в справочной, но получает в ответ лишь килограммы ругани. Служитель бюро уверяет, что девушка приходит с этим вопросом уже в третий раз и порядком задолбала. Мисс Барнс в шоке – она прекрасно знает, что еще ни разу сюда не подходила, но в справочном предъявляют доказательства: зайдя сюда в прошлый раз, она оставила на хранение свой чемодан. И действительно, чемодан стоит не возле скамейки в зале ожидания, а в камере хранения… Как же так? Может, чей-то розыгрыш? Миллисент отправляется в уборную, дабы привести себя в чувства, но там ее встречает уборщица с той же Сумеречная зона (Twilight Zone, The) новостью - оказывается, она уже не первый раз приходит в этот туалет. Медленно сходя с ума, девушка пятится обратно в зал ожидания и видит, что там уже сидит она, а возле ее ног уютно примостился скромный чемоданчик…

Сразу же после просмотра этой серии мне захотелось сказать: "Ай да Серлинг, ай да сукин сын! Мало того, что эпизод затрагивает крайне интересную идею, так он еще и заставил меня испугаться. Чем дальше героиня приближалась к разгадке появления двойника, тем гуще мурашки позли у меня по телу. Страшно было как от самого фильма, так и от мысли, что вдруг это все может случиться на самом деле? Ведь здесь, как и во многих других выпусках, затрагивается пусть и фантастическая тематика, но все же с долей реализма. И, пожалуй, впервые Род Серлинг не дает нам четкого ответа или объяснения. Продемонстрировав все факты, он оставляет за нами право выбора. Ведь по большому счету не так уж важно, было ли это на самом деле или же все происходило лишь в воспаленном мозгу. Для человека, попавшего в Сумеречную зону, эти различия стираются.

Эпизод №22
"Монстры на Кленовой улице" (Monsters are due on Maple street – 4 марта 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Тихий Американский городок. Тихая маленькая улочка. Тихий летний вечер. Но все меняется буквально за одну секунду – в небе над улицей пролетел какой-то объект и на всей Кленовой улице вырубается электричество. Возможно, пролетал метеорит и вызвал аварию на электростанции. Но как оказалось, портативное радио и даже автомобили также не функционируют. Люди собрались было пойти пешком в райцентр и разузнать что к чему, но тут один местный мальчуган, любитель ужасов и фантастики, припомнил похожий сюжет в одном из комиксов. Уж больно это смахивает на вторжение инопланетян. Инопланетные монстры сначала присылают на Землю своих агентов под видом людей, затем вырубают электричество Сумеречная зона (Twilight Zone, The) и устраивают вторжение. У землян есть лишь один способ спастись – вовремя распознать среди себя вражеских лазутчиков.

Бредовый рассказ мальчишки попадает на плодородную почву, и пребывающие на грани паники жители Кленовой улицы начинают с неподдельным интересом приглядываться друг к другу. А вдруг это правда? К тому же, пока все в суматохе носились туда-сюда, одно семейство спокойненько сидело дома. И машина у них оказалась на ходу… Да и соседи не раз замечали, как хозяин этого подозрительного дома частенько выходил ночами на улицу и смотрел на звезды… Разъяренная толпа, движимая праведным гневом, направилась прямиком к этому дому, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) дабы окончательно расставить все точки над i, а заодно выяснить, КТО же на самом деле оказался монстром…

Эта поистине культовая серия наглядно и натуралистично показывает нам не просто выдумку с элементами реализма, а самый натуральный РЕАЛЬНЫЙ кошмар. Здесь не возникает мысли "а вдруг это может произойти на самом деле?" Такие истории действительно имели место быть и не раз. В качестве аналогии можно попробовать привести зомби-фильмы Джорджа Ромеро. За оболочкой фильма ужасов у него располагается сильнейшая социально-политическая сатира. Не берусь утверждать, что такую концепцию Джорджу подсказал мистер Серлинг, но что у обоих получилось восхитительно – это факт. "Монстры на Кленовой улице" - зеркало нашей жизни, классика на все времена. Ведь даже сейчас, спустя сорок с лишним лет, видно, что ничегошеньки не изменилось. Как говаривал Энштейн – человеческая глупость бесконечна…

Эпизод №23
"Мир перемен" (World of difference – 11 марта 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Артур Кёртис – преуспевающий бизнесмен, который ни в чем не знает горя. У него прекрасная жена, очаровательная дочь, любимая работа и насыщенный досуг. И сегодня он пришел на работу в отличном расположении духа, ведь бизнес идет полным ходом, секретарша вовремя подготовила все отчеты, а на запланированную поездку всей семьей в Сан-Франциско уже куплены билеты. Но стоило Артуру сесть за свой рабочий стол, как вдруг за спиной раздался чей-то окрик: "Стоп! Снято!" Оглянувшись, мистер Кёртис увидел вместо задней стенки своего кабинета съемочную бригаду, прожекторы под потолком и декораторов за окнами. Все они в Сумеречная зона (Twilight Zone, The) один голос утверждают, что он на самом деле никакой не Артур Кертис, а лишь актер, играющий эту роль. И вся его беззаботная жизнь – лишь плод фантазии сценариста.

Как ни странно, но на экранах вновь работа Ричарда Матесона, и снова она рушит мое восхищение этим писателем. Чем дальше в лес, тем хуже выпуск. Ведь может же Ричард писать блестящие сценарии, и дальше по сериалу мы это неоднократно увидим, но пока что-то как-то не выходит. Нет, история не безнадежна, ситуация довольно интересная и временами сильно интригует, но в конечном счете все сводится к весьма скучному финалу, выражающему неоднократно поднимавшуюся ранее мысль – своя жизнь далеко не всегда хуже других. Разве что в данном случае этот постулат преподнесли несколько под иным углом и показали его с обратной стороны…

Эпизод №24
"Долгая жизнь Уолтера Джеймесона" (Long life Walter Jameson – 18 марта 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) В институте о профессоре Уолтере Джеймесоне слагают легенды. Никто так не знает историю, как он. Во время лекций складывается впечатление, будто он лично пережил все описываемые события. Популярность его курса высока, но и сам он не остается в забвении. Дочка другого преподавателя, стареющего химика, мечтает выйти замуж за мистера Джеймесона и именно ей он отвечает взаимностью. Однако же, есть одна преграда: будущий тесть Уолтера, его коллега по образовательному цеху на протяжении последних двадцати лет, заметил, что все прожитые годы никак не отразились на внешности будущего зятя. Более того, покопавшись в исторических хрониках, он нашел фотографию, свидетельствующую о том, что профессору Уолтеру Джеймесону как минимум сто лет. Озабоченный своей скорой кончиной, коллега вызывает Уолтера на разговор, во время которого и открывается вся подноготная его существования.

Что можно сказать об этом эпизоде? Прежде Сумеречная зона (Twilight Zone, The) всего, стоит отметить извечную попытку различных моралистов обрисовать "ужасы" вечной жизни. Конечно, все приводимые доводы весьма весомы, а в случае Уолтера Джеймесона и вовсе кошмарны, но меня они все равно не пробирают. Я, как и многие из смертных, не вижу абсолютно никаких моральных и этических преград перед вечной жизнью. Да, пускай я черствый и эгоистичный человек, но неужели никто никогда не мечтал прожить дольше, чем ему отведено?

Второй интересной деталью этой серии является актерский состав. И даже не весь состав целиком, а исполнитель главной роли в частности. Уолтера Джеймесона играет Кевин МакКарти (Kevin McCarthy). Этот человек сыграл в таких замечательных фильмах, как "Вой", "Вторжение похитителей тел" и "Пиранья", но поклонникам Сумеречной Зоны он запомнился игрой в полнометражной версии картины, в роли дядюшки Уолта из третьего эпизода.

В целом, описываемый эпизод получился довольно неплохим. Даже если проигнорировать неизменные нравоучения, в конце выпуска нас ждет любопытный финал, который даже меня заставил призадуматься.

Эпизод №25
"Люди везде одинаковы" (People are alike all over – 25 марта 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Первая в истории человечества экспедиция на Марс готова стартовать. Экипаж состоит всего из двух человек – опытного астронавта Марка Маркуссона и "зеленого" ученого-"ботаника" Сэма Конрада. И если первый мечтает поскорее встретиться с иными цивилизациями, то второго от этой мысли пробирает страх. А вдруг инопланетяне окажутся враждебно настроенными? Или же еще чего-нибудь в таком же духе? Именно по этой причине Сэм Конрад и не спешит открывать шлюзы корабля после аварийной посадки на красную планету. Его смертельно раненный коллега пытается объяснить, что если Бог создал человека, то во всей вселенной Сумеречная зона (Twilight Zone, The) люди будут одинаковыми, но мистер Конрад непреклонен. Однако же довольно скоро обитатели Марса сами решили зайти внутрь, дабы познакомиться с гостями и во всей красе показать, НАСКОЛЬКО они похожи на землян.

Не смотря на чудовищную наивность космической составляющей этой истории, эпизод получился довольно неплохим. Если закрыть глаза на то, что Род Серлинг показывает пригодную для дыхания атмосферу Марса, и представить, что действие происходит на Сумеречная зона (Twilight Zone, The) какой-нибудь крайне далекой планете, о которой нам еще не известно, тогда получается совсем красиво. Приятным дополнением к этой красоте является исполнитель главной роли – Роди МакДовал (Roddy McDowall). Мы помним его по фильмам "Проклятие Адского дома", "Класс 1984" и "Ночь страха 1, 2", но здесь он совсем еще молоденький и, что называется, дьявольски красивый.

Не будет спойлером заметить, что обитатели красной планеты в этой серии действительно являются людьми. Не стоит ждать каких-либо космических монстров в классическом понимании этого слова. Здесь, как обычно, все несколько хитрее и поучительнее. Как говорит мистер Серлинг в начале выпуска: "Перед Вами самый ничтожный и бесполезный представитель животного мира во вселенной – Человек". Но уже спустя 25 минут эфирного времени первооткрыватель Сумеречной Зоны не оставляет и следа от своего мрачного скептицизма и анонсирует следующий выпуск, отпуская занятные шуточки…

Эпизод №26
"Казнь" (Execution – 1 апреля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) В середине девятнадцатого века, где-то на просторах Соединенных Штатов, группа активистов устраивают казнь матерому преступнику. Тот полностью сознался во всех злодеяниях и с гордо поднятой головой взошел на импровизированный эшафот – петлю, переброшенную через высокий сук. Но когда под злодеем пропадает опора и петля натягивается по максимуму – преступник исчезает. Оказывается, в нашем времени один ученый изобрел машину времени, которая позволяет вытянуть из прошлого какого-нибудь человека. И, как ни странно, этим "счастливчиком" оказывается именно тот самый висельник. Но я не случайно взял слово счастливчик в кавычки, ибо обрадованный второму рождению преступник из прошлого довольно скоро выяснит, что настоящее правосудие способно настичь виновного, не взирая на пространственно-временные завихрения. Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Особенно если действие происходит не где-нибудь, а на просторах Сумеречной Зоны.

В принципе, концепция довольно занятная главным образом из-за того, что показывает путешествие во времени под дежурно новым углом. Вот любит мистер Серлинг взять классическую даже для того времени сюжетную канву и извратить ее так, чтобы у зрителей перехватывало дух. Но в данном случае, на мой взгляд, он немного переборщил. Слишком уж сумбурным получилось повествование, новые сюжетные повороты стали появляться с головокружительной скоростью, а под конец так и вообще серия превратилась в какой-то нон-стоп-экшн-фарс… И, что самое досадное, в конечном итоге все опять свелось к уже набившей оскомину морали – не всегда побег от проблем приводит к лучшему финалу. Даже если причиной побега является жажда жизни…

Эпизод №27
"Большое и толстое желание" (Big tall wish – 8 апреля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Боли Джексон – стареющий чернокожий боксер, у которого дни славы уже давно остались позади, но стремление достичь новые вершины назойливо гнало на новые рекорды. Поэтому, не смотря на уже преклонный для боксера возраст и не лучшую физическую форму, Джексон ввязывается в поединок с действующим чемпионом мира, дабы попытаться отнять столь желанный титул. Весь черный квартал поддерживает своего национального героя, а один местный мальчишка даже загадывает "большое и толстое желание" - чтобы Боли Джексон обязательно победил. Как уверяет мальчуган – любое желание может сбыться, главное желать его всей душой и верить в чудо. Но что может сделать одна юная и чистая душа в мире, наполненном злобой и ненавистью? Разве может одно желание, пускай даже самое большое и толстое, заставить черствых людей поверить в чудеса? Род Серлинг Сумеречная зона (Twilight Zone, The) предлагает нам с головой окунуться в мир чернокожих американцев шестидесятых годов и самим ответить на эти вопросы.

Пожалуй, звание самого худшего эпизода сериала с гордостью перекочевывает к этой серии. Такой ерунды я никак не ожидал увидеть в Сумеречной Зоне. Да, черным тяжело жилось в то время; да, люди по большей своей части бездушные сволочи, но зачем же говорить об этом в лекционной форме? Не мало социальный проблем поднималось в сериале и раньше, но все это было завуалировано под научно-фантастический антураж, а тут, по сути, все 25 минут убитый жизненными неурядицами негр плачется о своей никчемной жизни и при этом действия на экране – ноль. Этот эпизод не то что можно, а нужно пропустить. Единственным оправданием может послужить разве что начинающаяся в США кампания по наведению в кино политкорректности, ради которой Род Серлинг и состряпал это убожество. Ради спасения всего сериала можно и пожертвовать одним выпуском.

Эпизод №28
"Славное место для посещения" (Nice place to visit – 15 апреля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Во время неудачной попытки ограбления ювелирного магазина Генри Френсис Валентайн попадает под полицейский обстрел и падает замертво. Испуганный и крайне удивленный таким поворотом событий, мистер Валентайн вдруг обнаруживает себя живым в компании какого-то странного типа, который предлагает ему исполнение абсолютно любых желаний. Шикарный особняк, первоклассные девочки и неограниченный запас денег – все это теперь доступно ошарашенному Генри. "Видимо, это рай" - решает застреленный уголовник и с головой окунается в пучину материальных утех, но уже совсем скоро понимает, насколько это место Сумеречная зона (Twilight Zone, The) не похоже на рай.

Как это ни странно, но перед нами вновь довольно посредственный эпизод. Он относится к разряду "шокирующий финал", хотя особого шока добиться не удалось. Ведь логично предположить, что раз уж мы смотрим Сумеречную зону, то в самом конце все окажется совсем не так, как это предполагает главный герой. К 28-му эпизоду этот фирменный ход становится просто очевидным, из-за чего серия теряет свой шарм и атмосферу таинственности. Единственное, что радует – это искрометный юмор главного героя, который не увядал до самой последней минуты. Ведь и в самом деле – к чему грустить и унывать, раз уж все равно умер?

Эпизод №29
"Кошмар из детства" (Nightmare as a Child – 29 апреля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Молодая учительница Хелен Фолей возвращается домой после работы и застает у себя на пороге десятилетнюю девочку, которая утверждает, что знает о Хелен буквально все и призывает повнимательнее присмотреться к окружающим людям – среди них наверняка много таких, с которыми мисс Фолей уже когда-то где-то виделась. Снабдив учительницу этой крайне странной информацией, девочка поспешно сматывается из квартиры через черный ход, а в парадную дверь уже стучится мужчина, внешность которого заставляет Хелен вспомнить собственное детство, когда она пережила Сумеречная зона (Twilight Zone, The) самый жуткий кошмар своей жизни. События тех далеких лет были настолько ужасными, что напрочь стерлись из памяти, но визит этих двух таинственных гостей заставляет Хелен вновь пережить страшные события своего детства, а заодно и попытаться распутать загадку из возникновения.

Крайне сумбурное описание эпизода обуславливается поистине загадочным и таинственным развитием самого сюжета. Первая половина серии по своей стилистике и атмосфере жутко напоминает вторую часть игры "Сайлент Хилл" - страшные события прошлого, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) загадочная девочка и таинственный второй гость – все это как будто стало тем наброском, из которого позже родилась игра. И хотя финал серии несколько уступает ее развитию, общей картины это не портит. В конце концов, издревле было известно, что не так страшна сама смерть, как ее ожидание. Концовка эпизода, безусловно, расставляет всё по своим местам, но ее ожидание было поистине захватывающим.

Резюме – отличный выпуск, особенно выделяющийся на фоне трех предыдущих. В данном случае Род Серлинг не утруждал себя закапыванием в сюжет какой-либо морали и нравоучений. Просто хороший триллер, каких в сериале не было видно уже давно. Так держать!



Эпизод №30
"Остановка – Уиллоуби" (A stop at Willoughby – 6 мая 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Наверняка у каждого из нас бывали дни, когда совершенно все валится из рук. Дома жена постоянно закатывает скандалы, на работе не получается ровным счетом ничего, а наглый и самодовольный начальник то и дело орет благим (и не очень) матом. И порою такие дни перерастают в недели, месяцы, а иногда даже годы. Мистер Гарт Вильямс находится как раз в самом начале этой длительной депрессивной полосы своей жизни. Единственный плюс – с работы домой приходится добираться на поезде и поездка занимает уйму времени. Казалось бы, а в чем тут плюс? Каждый день трястись в душном вагоне, подгадывать свою жизнь под железнодорожное расписание и в итоге приползать домой поздним вечером? Мало кого это обрадует, но мистеру Вильямсу удается отдохнуть по-настоящему только в поезде. Когда можно позабыть обо всех тягостях и невзгодах, сесть на свое место Сумеречная зона (Twilight Zone, The) и умиротворенно поспать под мерное покачивание вагона.

Как-то раз, во время одной из таких блаженных поездок, происходит нечто странное. Поезд делает остановку в местечке под названием «Уиллоуби». Не смотря на то, что за окном январь месяц, в этом городке царит жаркий климат летнего утра, а стиль и одежда местных жителей удивительным образом напоминает моду столетней давности. Озадаченный Гарт Вильямс уже собирался сойти с поезда, дабы получше все рассмотреть, но поезд вдруг резко тронулся с места и продолжил свой путь. За окнами снова выла метель, а проводник утверждает, что никакое Уиллоуби поезд не проезжал, и более того - такой остановки вообще не существует. Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Озадаченный мистер Вильямс понимает, что видел необычайно странный, крайне реалистичный сон и решает на следующий день, во что бы то ни стало, вновь увидеть его, дабы попробовать-таки сойти с поезда и остаться в этом чудесном и невероятно притягательном городке Уиллоуби.

Сложно давать какие-либо оценки этому эпизоду. С одной стороны, я и сам не раз мечтал о таком вот Уиллоуби, где можно было бы спрятаться от всех жизненных неурядиц и насладиться тишиной и покоем. Но с другой стороны не стоит забывать, что сюжет разворачивается в Сумеречной Зоне, а это значит, что в конце нас ждет весьма необычный финал, делающий и без того грустную историю Гарта Вильямса еще мрачнее. После таких фильмов хочется смахнуть скупую слезу, тяжко вздохнуть и откупорить бутылочку спиртного, приговаривая про себя: «Какая же все-таки жизнь сволочная штука…»

Эпизод №31
"Преследователь" (The Chaser – 13 мая 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Что может быть прекрасней любви? Волшебное, окрыляющее чувство, когда ты готов воспарить к небесам и достать оттуда звезду для любимого человека. Но как мучительно больно испытывать это чувство без взаимности. Роджеру, главному герою этого эпизода, «посчастливилось» влюбиться в одну из высокопарных гламурных дамочек, которые встречаются только с состоятельными и имеющими вес в обществе мужчинами. Не обладая этими данными, несчастный влюбленный волею случая оказывается в гостях у крайне странного и загадочного библиотекаря, который всего за доллар предлагает любовное зелье. Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Стоит барышне выпить его – и она до умопомрачения влюбится в первого, кого увидит. Как в сказке. Обрадованный Роджер покупает волшебную жидкость, не подозревая о том, насколько сильной окажется колдовская любовь его избранницы, и какую цену придется заплатить, дабы все исправить.

Перед нами одна из тех серий, вся фишка которых заключается в концовке. Очень сложно рассказывать о подобных сюжетах так, чтобы потом было интересно смотреть. Но все-таки не удержусь от искушения и поведаю, что этот эпизод был довольно занятно обыгран в одном из выпусков «Баек из склепа». Собственно, очаровательный Хранитель Склепа рассказал эту же историю практически слово в слово, изменив лишь финал, под стать своей «ужасняцкой» манере. Род Серлинг же не стал лить кровь фонтанами, ограничившись пуританской, но тем не менее довольно неожиданной концовочкой. В конце концов, где еще может располагаться знаменитый Склеп со своим Хранителем, как не в Сумеречной Зоне?

Эпизод №32
"Пассаж на трубе" (A passage for trumpet – 20 мая 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) В прошлом Джэк Клагмэн был отличным трубачом. Он выступал на лучших сценах вместе с величайшими музыкантами, но потом судьба свела его с зеленым змием, и вся жизнь полетела под откос. Ни один клуб не приглашает его на сцену, старые друзья давно уже отвернулись от безнадежного пьяницы, и все, что осталось у Джэка, – это кипа неоплаченных счетов. Единственное сокровище бывшего музыканта – его старая добрая труба, но и она уже неоднократно побывала в ломбарде, обеспечивая своему нерадивому хозяину лишнюю порцию выпивки.

Устав маяться без толку Сумеречная зона (Twilight Zone, The) на этой грешной земле, мистер Клагмэн решает продать к чертям собачьим свою трубу, тяпнуть на вырученные деньги свою последнюю рюмочку и с гордо поднятой головой шагнуть под проезжавший мимо грузовик, дабы окончательно избавить себя от мучений и страданий. Но не тут-то было. Не будем забывать, что перед нами не образовательный фильм о вреде алкоголя, а знаменитый мистический научно-фантастический хоррор сериал, что само по себе подразумевает отсутствие такого простого выхода, как суицид. Джэк Клагмэн приходит в себя после аварии и видит родной, набивший оскомину город, но только все жители в нем ведут себя крайне странно. Никто из них в упор не видит неудавшегося самоубийцу, а сам он хронически не узнает никого из окружающих. «Видимо, я стал призраком» - решает мистер Клагмэн и, чего там греха таить, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) глубоко ошибается. Недолгие блуждания по странному городу оканчиваются встречей с человеком, всеми родинками похожим на ангела-хранителя, который и разъясняет несостоявшемуся призраку весь ужас сложившейся ситуации.

Безусловно, немым подтекстом этого эпизода является мораль о пагубности пьянства. Но то ли эта идея не показалась мистеру Серлингу достойной подробного анализа, то ли он сам был не прочь выпить иной раз, то ли еще что, но как бы то ни было, тема «пьянству бой!» безвозвратно исчезает из серии практически в самом начале. Довольно быстро она сменяется старой проверенной историей о том, что никто не сможет помочь человеку лучше его самого. Спорить не стану, мысль правильная, мораль хорошая, но в этом сериале она встречалась уже не раз. В данном случае ее просто рассказали устами неудачливого музыканта. Те же яйца, только в профиль… Единственное, что приятно радует своей новизной – это очередной анонс будущей серии от автора, который вновь и вновь отмачивает занятные шуточки в адрес своих персонажей.

Эпизод №33
"Мистер Бивис" (Mr.Beavis – 3 июня 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Познакомьтесь с Джеймсом Бивисом. Добродушный и наивный человек, который является неотъемлемой душой любой компании. Его знает и любит буквально каждый человек во дворе, местный торговец фруктами каждое утро угощает добряка яблоком, а пацаны с радостью помогают толкнуть машину в случае ее поломки. К слову сказать, таковые поломки случаются ежедневно, ибо добрая душа – единственное богатство мистера Бивиса. У него грандиозные долги по квартплате, машина давно уже просится на свалку, а с работы его в очередной раз уволили, ибо мало какому начальнику понравится художественное украшение рабочего места. Ну не может Джеймс Бивис сидеть за однотипным и скучным столом. Ему надо понаставить всяких сувениров, украшений и чучел зверьков. Так гораздо приятнее и, что Сумеречная зона (Twilight Zone, The) самое главное, веселее.

Но вот настала пора расплачиваться за свое веселье. Работы нет, из квартиры выселяют, а машина уже даже не заводится. Казалось бы, в пору лезть в петлю, но вдруг, что называется, откуда ни возьмись, появляется старый добрый ангел-хранитель и предлагает мистеру Бивису совсем иную жизнь. С кучей денег, с новым автомобилем и повышением по службе. Платой за эти чудеса станет отказ от своей ребяческой жизни. Никаких украшений на столе, никакого веселья с дворовыми ребятишками. Никаких розыгрышей и шуточек с сослуживцами. Выбор прост и понятен – либо вы, мистер Бивис, взрослеете и живете как большинство клерков среднего звена, либо продолжаете валять дурака в свое удовольствие и начинаете тихо помирать под забором.

Что же выберет добродушный Джеймс Бивис? Ответ на этот вопрос не столь интересен, нежели последствия этого выбора. Род Серлинг приятно удивил, хотя и показал себя с крайне наивной стороны. Понятно, всем нам хочется верить в чудо, да вот только одной лишь верой ничего не изменить...

Эпизод №34
"После работы" (After hours – 10 июня1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Молодая и необычайно красивая девушка по имени Марша Уайт блуждает по восьмиэтажному супермаркету с поисках достойного подарка для своей мамы – золотого наперстка. С какой целью ей пришло в голову дарить именно ЭТО остается загадкой, но суть вопроса такова: хочу золотой наперсток и баста! Ни многочисленные продавцы, ни гомосексуально выглядящий старший по этажу не смогли помочь несчастной в ее поисках. В отчаянии Марша собирается уйти прочь, как вдруг открываются двери лифта и загадочный лифтер предлагает девушке помощь. Оказывается, в их магазине, на 9-м этаже, как раз располагается отдел по продаже золотых наперстков. Прибыв на место, мисс Уайт обнаруживает заброшенное помещение, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) множество пустых витрин и одну продавщицу с вожделенным наперстком в продаже. Пересчитывая полученную наличность, крайне странная продавщица задает массу непонятных и пугающих вопросов, подъехавший лифтер же наоборот хранит ледяное молчание и лишь обнаруженный дефект на золотом подарке вынуждает Маршу вновь возвратиться в магазин, дабы навести там шороху и получить обратно деньги.

Но администрация магазина в один голос утверждает, что в их магазине нет девятого этажа, равно как нет и похожей продавщицы. Под описание, данное мисс Уайт попадает разве что манекен, стоящий в главном зале. Приглядевшись повнимательнее, Марша видит рядом Сумеречная зона (Twilight Zone, The) с этим манекеном еще один – точь-в-точь загадочный немногословный лифтер. Эта загадка так и осталась бы неразрешенной, если бы по нелепой случайности Маршу не заперли в этом магазине на ночь, во время которой она и узнала всю подноготную творящихся здесь безобразий.

Как ни странно, но перед нами вновь культово-классический эпизод. И дело даже не в многочисленный поздних заимствованиях и цитатах, ибо «в народ» ушла буквально каждая третья серия Зоны. Просто перед нами великолепное сочетание интереснейшего сценария, грамотной режиссуры и невероятных для тех годов спецэффектов. Уверен, что очень многим современным зрителям этот эпизод покажется интересным, захватывающим и местами (да-да!) по-настоящему страшным. Причем у меня страх возник не из-за привычной Серлинговской достоверности событий (как в «Монстрах на Кленовой улице»), когда страшно становится оттого, что показанное на экране может воплотиться в жизни. В данной серии страх пробирает просто от созерцания фильма. Не даром перед показом Род признался, что демонстрирует наиболее странный и не похожий на все остальные эпизод. Как всегда, он в полной мере ответил за свои слова.

Эпизод №35
"Могучий Кейси" (The Mighty Casey – 17 июня 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) В самую худшую бейсбольную команду высшей лиги приходит новичок – нелепо выглядящий Кейси, слабо воспринимающий окружающий мир, но зато творящий настоящие чудеса на поле. Он может метнуть мяч со скоростью звука, либо же наоборот – медленнее черепахи. Крученый же бросок заставляет мячик вилять через все поле. Тренер визжит от восторга, соперники терпят поражение один за другим и команда уже претендует на чемпионство, как вдруг происходит несчастье – отбитый мяч со всей дури бьет Кейси по голове и тот отключается. Прибывший доктор, проведя стандартный осмотр, делает революционное открытие – неподражаемый бейсболист не человек, а робот. И вот уже судьба команды висит на волоске. Что скажет спорткомитет? Разрешат ли роботу играть, ежели он точная копия человека, за исключением отсутствующего сердца? Все станет понятно лишь в самом финале, Сумеречная зона (Twilight Zone, The) который вываливает на нас тонны человеколюбия и морали о том, насколько важную роль в жизни играет сердце…

Давненько в сериале не попадались туфтовые серии. Я уж было грешным делом подумал, что их больше вообще не будет, но не тут-то было. Ну такая мура, аж представить страшно. Единственное, что заставило меня досмотреть эту чушь до конца – это исполнитель роли тренера – Джэк Уорден (Jack Warden), известный широкому кругу зрителей по роли дедушки в «Трудном ребенке». Этот необычайно харизматичный персонаж в буквальном смысле тянет эпизод на себе, привнося блаженную нотку юмора в кино. Его шутки весьма и весьма забавны, что выглядело бы неуместно в каком-нибудь другом выпуске, но является спасательным кругом в этом. По качеству юмора Уорден, видимо, пытается соревноваться с самим Родом Серлингом, который спешно, как бы извиняясь за свой провал, в привычной юморной манере рекламирует следующий эпизод. Что ж, будем надеяться на лучшее…

Эпизод №36
"Его собственный мир" (A World of his own – 1 июля 1960)

Сумеречная зона (Twilight Zone, The) Встречайте – Грегори Уэст, преуспевающий писатель, ежедневно проводящий несколько часов за работой в своем кабинете. Его многочисленные романы принесли ему немалый доход, его имя известно буквально миллионам и вообще он ни о чем не тревожится. Рядом с ним – очаровательная Мэри, которая заботливо приготовила писателю его любимый коктейль и сейчас блаженно расслабляется в объятиях любимого мужчины. И последний участник этой драмы – удивленная женщина за окнами кабинета мистера Уэста. Она в недоумении разглядывает милующуюся пару, закипая от гнева. Ведь эта случайная свидетельница – миссис Уэст!

Казалось бы, что тут такого? Обычная Сумеречная зона (Twilight Zone, The) семейная ситуация, грозящая перерасти в скандал и развод. Но как только рогатая супруга влетает в кабинет мужа, то застает последнего в полном одиночестве. Никаких следов незваной гостьи, никаких потайных дверей, через которые та могла бы ускользнуть, не обнаружилось. Прижатый к стенке, мистер Уэст рассказывает любопытнейшую историю. Оказывается, стоит ему придумать какого-нибудь персонажа, как тот тут же материализуется. А затем, если уничтожить сочиненный материал, персонаж мгновенно исчезает. Жена, понятное дело, ни капельки не верит супругу до самой последней минуты, когда тот вынужден раскрыть ВСЮ правду о своей литературе.

Отличный эпизод, который интересен не только тем, что это очередная, на этот раз блестящая (наконец-то!) работа Ричарда Матесона, но еще и весьма неожиданным финалом. Нет, концовка самой истории вполне понятна и где-то даже очевидна, гораздо любопытнее другое. На протяжении всех предыдущих серий, когда заканчивался основной сюжет, Род Серлинг давал краткую оценку увиденному и анонсировал следующий выпуск. В этот же раз великий и ужасный мистер Серлинг принял участие в основном сюжете, отмочив, наверное, главную шутку своей жизни – шутку над самим собой. Одна эта сцена заслуживает того, чтобы ради нее просмотреть весь сериал, в котором пора ставить промежуточную точку.

Первый сезон легендарной Сумеречной Зоны подошел к концу, а улыбающийся Автор прощается со зрителями на долгих три месяца, дабы вернуться на экраны вместе со вторым блоком ошеломляющих, пугающих и ломающих прежние стереотипы серий. Ждите и остерегайтесь Сумеречной Зоны!

Автор: Mupoxa